Соколов и Соколова
- 25 февр. 2016 г.
- 2 мин. чтения
3 ноября прошлого года во Владикавказе произошла маленькая фотографическая сенсация. Было обнаружено новое имя в истории фотографии. Известный владикавказский исследователь Михаил Ткаченко опубликовал на своей странице в фейсбуке фотографию со штампом неизвестного фотографа В. (?) Соколова. Притом, он же привел сравнение двух штампов, которые были практически идентичны. Штампы принадлежали Е.Н. Соколовой и неизвестному В.Соколову и сообщали, что оба владельца держат фотоателье на даче, против Кадетского корпуса. В ходе обсуждения, была выдвинута версия, что Соколов - это Василий Алексеевич Соколов, штатный преподаватель Владикавказского кадетского корпуса. Однако, последние находки, к сожалению, опровергают эту версию. Несколько дней назад, благодаря московскому коллекционеру Денису Белецкому была обнаружена еще одна фотография со штампом В.Соколова. И на этом штампе отчетливо видны инициалы - В.И.Соколов.

Надо сказать, что эта фотография не только не проливает свет на фигуру фотографа, но лишь добавляет загадок.

Дело в том, что не смотря на разлинованный под стандарт открытки оборот, на лицевой стороне мы видим посмертный снимок знаменитого абрека Зелимхана.

Само это изображение широко известно, наряду с другими кадрами этого события оно тиражировалось в миллионах копий на открытках многих издательств. Только во Владикавказе открытки с кадрами смерти Зелимхана печатали около десятка издательств, среди которых было издательство М.Г. Джанаевой-Хетагуровой - супруги знаменитого владикавказского фотографа Александра Кузьмича Джанаева - Хетагурова. Возможно именно этот факт породил версию о том, что убитого Зелимхана снимал именно Александр Кузьмич, хотя документальных подтверждений этому до сих пор не найдено.
В данном случае, нам приходиться гадать о причине, по которой штамп появился на этой фотографии-открытке. Версий может быть несколько: во-первых, можно допустить (хотя и с большой натяжкой), что кадры смерти Зелимхана сняты рукой Соколова, а затем негативы проданы и растиражированны другими издательствами. Но данная версия весьма призрачна т.к. допустить, что такое событие снято малоизвестным фотографом очень сложно, если только фотограф не принимал участие в операции по устранению знаменитого абрека, т.е. не был бы военным. Во-вторых, можно допустить, что мы имеем дело с открыткой, сделанной кустарным способом с помощью перепечатки с чужого кадра. И тогда штамп фотографа означает лишь то, что данную открытку сделали в его фотоателье. Как бы то ни было, обе эти версии требуют досконального изучения и осмысления.
Второй загадкой является сама фигура Соколова. Идентичность штампов и единый адрес фотоателье, т.е. дача напротив Кадетского корпуса, говорит нам о том, что между В.И.Соколовым и Е.Н. Соколовой есть некоторая связь. К сожалению, никаких документальных подтверждений пока этому не найдено, однако, возьмем на себя смелось более тщательно проанализировать те немногие факты, которые у нас есть о деятельности Екатерина Николаевны Соколовой и возможно, нащупать нить, которая поможет приоткрыть завесу тайны над фигурой В.И.Соколова.

Итак, Екатерина Николаевна Соколова начала свою деятельность в качестве фотографа в 1870-х годах, работая сначала под своим именем, а позже основав фотоателье"Фотографическое товарищество". К 1889 году "Фотографическое товарищество" кроме основного ателье во Владикавказе, имело также филиал в Прохладном.
К 1893 году, Екатерина Николаевна продала свое ателье во Владикавказе Леонтию Игнатьевичу Рогозинскому и переехала жить в Тифлис, где основала фотоателье в собственном доме близ памятника графу Воронцову.


К 1903 году Екатерина Николаевна вернулась во Владикавказ.



К 1914 году ателье Соколовой сменило адрес и обосновалось на той самой даче напротив Кадетского корпуса.
Сколько оно просуществовало на этом месте неизвестно. Однако, можно предположить, что какое-то время ателье Соколовой и В.И. Соколова работало паралелльно. Т.к. оба ателье имеют один адрес, то рискну предположить, что В.И. Соколов является сыном Екатерины Николаевны, который подхватил дело в 1913-1914 году.
Comments